Поляризационный фильтр — зачем и для чего! фото и видео съемка автомобилей

Как работают поляризационные фильтры?

Видимый свет распространяется как поперечные волны. На земле свет падает на нас со всех сторон: отражается, преломляется и рассеивается. Поляризационный фильтр — это экран, пропускающий только прямые или параллельные поперечные волны, в то же время блокируя все остальные световые «шумы».

Этот фильтр ограничивает беспорядок атмосферного мусора, который запутывает изображение. В результате использования улучшается четкость, увеличивается насыщенность и выходит более правдоподобная тональность изображения. Поляризованное изображение обеспечивает более четкое изображение без атмосферных помех, бликов и отражений. Это отлично подходит для пейзажной фотографии, но не для лиц и рук.

Кожа живая! Поляризатор сокращает блеск и уменьшает естественную влажность здоровой кожи. Получается не очень хороший вид. Вот почему я не буду использовать поляризационный фильтр при съемке людей, размер которых больше половины вертикального размера кадра. Если лицо слишком блестящее, нанесите макияж — он разработан так, чтобы выглядеть естественно, подавляя блеск.

Но хотя поляризационный фильтр не очень хорош для портретов, в больших, широких пейзажах, он улучшает вид.

Выбор в магазине

Если вы определились, какой фильтр вам нужен и намерены отправиться за ним в фотомагазин, запомните еще несколько моментов:

  • светофильтры различаются резьбой, так как изготовлены под определенные виды объективов. Посоветуйтесь с толковым продавцом и он подскажет, что к чему;
  • подбирайте светофильтры по производителю и не берите версий без фирменной маркировки. Дело в том, что безвестные производители изготавливают их из дешевых материалов, о качестве которых приходится только мечтать. Пользуясь таким фильтром некоторое время, вы начнете замечать на снимках различного рода искажения. Это означает, что материалы, из которых они изготовлены, начали разрушаться, а элементы фильтра — расползаться-расслаиваться;
  • не покупайте светофильтры, маркированные Nikon, Canon, Minolta и пр. Мы не ошиблись и не перечеркиваем сказанное выше. Фильтры этих марок отличаются качеством и надежностью. Но их маркировка — это только маркировка: эти фирмы не изготавливают светофильтров, а заказывают их у других, менее раскрученных производителей. Купив светофильтр с маркировкой Nikon’a или Canon’a, львиную долю стоимости вы заплатите за имя бренда, а не за сам товар;
  • покупайте светофильтры перечисленных ниже компаний, вы не переплатите и получите действительно хорошие качественные светофильтры. Речь о:

Rodenstock

На рынке фотооптики компания Optische Werke G. Rodenstock действует уже более 100 лет. Продукция торговой марки занимает лидирующие позиции на рынке светофильтров и считается лучшей в мире. Лучшей рекомендацией продукта является то, что самые крутые профессиональные фотографы со всего мира пользуются светофильтрами, маркированными Rodenstock. И если вы хотите получить продукт безупречного качества, присмотритесь к Rodenstock.

HOYA

Производитель светофильтров мирового уровня. Отличительной особенностью продукции HOYA является использование уникальных технологий, обеспечивающих качество, надежность и долговечность в эксплуатации.

Пользователи цифровых фотокамер могут обратить внимание на светофильтры линейки HOYA PRO1 Digital: для камер такого типа они разрабатывались специально и потому являются лучшим выбором

Schneider B+W

Один из ведущих мировых производителей светофильтров. Отличительной особенностью изделий бренда является не только богатый ассортимент фильтров, но и исключительная прочность оправ.

TIFFEN

Благодаря отличному качеству, светофильтры, маркированные TIFFEN, можно увидеть у профессиональных фотографов во всем мире. Но в России марку знают плохо из-за того, что товары бренда продают намного реже, чем изделия других брендов.

Подытоживая сказанное, отметим, что для получения фотографий хорошего качества нужны светофильтры — без них съемочный процесс будет неполноценным.

Ульрафиолетовые светофильтры

Ультрафиолетовый светофильтр (УФ или UV — Ultra Violet) чаще всего используется для защиты внешней линзы дорогих объективов от царапин, загрязнений и
попадания пыли внутрь объектива. Иногда, недорогой ультрофиолетовый светофильтр спасает переднюю линзу объектива даже при случайном ударе (пример на снимке справа).

Однако, ультрафиолетовый светофильтр кроме защитных функций также отсекает некоторое количество ультрафиолета (убирает излишнюю голубизну) и делает снимок немного контрастнее. Это особенно заметно при съёмке высоко в горах или на берегу моря.

Здесь следует заметить, что матрица современного цифрового фотоаппарата уже имеет встроенный UV светофильтр и, в отличие от плёночного фотоаппарата, эффект от применения внешнего UV светофильтра не столь очевиден. В большей степени недорогие UV светофильтры применяется для защиты дорогого объектива.

Нейтральные светофильтры

Нейтральный светофильтр (ND) уменьшает количество света поступающего в объектив, не влияя на контрастность, цвета, отражения и блики.

Нейтральные светофильтры различаются своей плотностью и обозначают буквами ND (Neutral Density filter). Чем выше плотность нейтрального светофильтра, тем меньше света поступает в объектив. Самые распространённые нейтральные светофильтры позволяют уменьшить световой поток, поступающий в объектив фотоаппарата от 1 до 4 ступеней экспозиции.

Начинающему фотографу, обычно не очень понятно, зачем нужны нейтральные светофильтры, ведь главная проблема при фотосъёмке – это недостаток света.

Однако, есть множество моментов, особенно в фотосъёмке пейзажей, когда фотограф хочет применить длинную выдержку для
получения различных эффектов, но не может это сделать по причине достаточно яркого солнечного освещения.

На фотографии ниже приведён пример – размытия волн с помощью длинной выдержки. Это стало возможным лишь
при использовании нейтрального светофильтра довольно высокой плотности.

Фото-фильтры обычно имеют металлическое кольцо с резьбой и просто накручиваются на оправу объектива. Это легко сделать на зеркальных фотоаппаратах, поскольку оправа объективов для
зеркальных камер обычно имеет резьбу для навинчивания светофильтра. Размер резьбы под светофильтр можно найти на маркировке объектива или в инструкции.

При фотосъёмке компактным фотоаппаратом (мыльницей) применение фото-фильтров затруднено отсутствием соответствующего крепления. В продаже встречаются сфетофильтры с универсальным креплением – с помощью различных зажимов-фиксаторов. В этом случае, светофильтр можно прикрепить прямо на корпус объектива даже если на объективе нет резьбы под светофильтр. Существует очень простой способ использования светофильтров с компактным фотоаппаратом — он показан на фотографии слева.

Поляризационные светофильтры

Поляризационный светофильтр (полярик) так же довольно часто применяется в цифровой фотографии. Поляризационный светофильтр предназначен для уменьшения бликов и отражений от
неметаллических поверхностей. На фотографии справа вы видите отражение неба в поверхности капота автомобиля. Подведите курсор к фотографии и вы увидите, как можно убрать эти отражения с помощью поляризационного светофильтра.

Кроме уменьшения отражений, поляризационный светофильтр усиливает цвета. Например, при пейзажной фотосъёмке в солнечный день, поляризационный свето-фильтр делает небо более синим, облака белее, а зелень более сочной.

При использовании поляризационного светофильтра следует учитывать, что его нужно настраивать перед съёмкой, поворачивая на угол от 0 до 90°. Для достижения максимального эффекта усиления цвета угол поворота поляризационного свето-фильтра обычно составляет 90°, а для максимального удаления отражений и бликов угол поворота поляризационного светофильтра составляет 30°-45°, в зависимости от характеристик поверхностей.

Поляризационный светофильтр влияет на экспозицию снимка, уменьшая светосилу объектива примерно на 1,5-2 шага. Из-за этого и автофокус вашей камеры может давать сбои.

Существуют два типа поляризационных светофильтров: круговой и линейный.
Светофильтр с круговой поляризацией (Circular Polarizer Filter — CPL) обычно используется в автофокусных фотокамерах, но стоит дороже поляризационного светофильтрфильтра с линейной поляризацией. Более дешёвые светофильтры с линейной поляризацией (LPL — Linear Polarizer Filter) не позволяют датчикам автофокуса работать нормально, поэтому их можно применять только в ручном режиме фокусировки.

Поскольку поляризационный светофильтр вращается при настройке, применять его можно только с объективами, имеющими так называемую внутреннюю фокусировку — когда внешняя линза не вращается в процессе наводки на резкость.
Использовать поляризационный свето-фильтр с большинством китовых объективов с вращающейся
передней линзой практически невозможно.
Однако, вы можете купить поляризационный светофильтр с подвижной оправой — в этом случае, после настройки светофильтрафильтра во время фокусировки вам нужно будет лишь легонько придержать оправу светофильтра.

Зачем фотографу светофильтры и как ими пользоваться?

Светофильтры в фотографии применяется довольно давно. Светофильтры, выпускаемые Hoya, Dicom, Kenko, Sunpak, Cavei, Marumi, Tiffen чаще всего накручиваются прямо на объектив фотоаппарата. Есть светофильтры, которые устанавливаются в специальный держатель, который крепится на объектив. Существуют фотофильтры, предназначенные для установки прямо на источник освещения. Но, независимо от конструкции, работа любого светофильтра в фотографии основана на отсечении определённого типа световых лучей. В плёночной фотографии чаще всего применяются цветные сфетофильтры (фильтры цветокоррекции), которые отсекают лучи света определённого спектра, однако в цифровой фотографии гораздо удобнее использовать цветные фильтры уже во время послесъёмочной обработки фотографии.

Из всего многообразия светофильтров, выпускаемых известными фирмами (Hoya, Sunpak, Dicom, Cavei, Marumi, Tiffen, Kenko), в цифровой фотографии наиболее широкое распространение получили три типа светофильтров:

Поляризационные фильтры в действии.

На американском Западе фотографы могут делать кадры с горизонтом находящимся в пятидесяти милях от них. Поляризатор прорезает дымку и блики, делая изображение почти сюрреалистическим. Но вот в чем дело: это не фотошопленный снимок — изображение подлинное. Поляризационный фильтр очищает мусор, как чистят грязное окно. Если вам нужна ясность, примените поляризационный фильтр.

Людей, разговаривающих в автомобилях, часто снимают в кино и телевидении начиная с 1930-х годов. В старые времена камеру помещали внутрь машины или снимали с открытым окном, но сейчас мы снимаем большинство таких эпизодов снаружи.

На двух фронтальных снимках, где между объективом и актерами находится лобовое стекло, отражения на стекле могут отвлекать. Вы можете уменьшить почти все или некоторые из этих отражений с помощью поляризатора. Как я упомянул выше, мне не нравится, как выглядит поляризованная кожа, но такой вид не кажется таким ужасным, когда снимаешь автомобиль, особенно, если использовать фильтр наполовину. Некоторые поляризационные фильтры поглощают две ступени света, поэтому убедитесь, что вы компенсируете это в настройках камеры.

Чтобы увидеть поляризационные фильтры в действии, посмотрите это видео.

Ссылка на основную публикацию