Как пользоваться зеркальным фотоаппаратом. просто о сложном

Отличия «зеркалки» от «мыльницы»

Прежде всего, давайте обсудим, чем же отличается «зеркалка» от «мыльницы». По сути в этом и заключается разница в съемке между данными видами фотокамер. К слову, виды фотоаппаратов мы обсуждали в отдельной статье.
У зеркальной фотокамеры есть видоискатель. То есть, в отличие от компактов, для визирования в «зеркалках» гораздо чаще используются пентапризменный или пентазеркальный видоискатель. Чем «смотрение в окошечно» лучше экрана, спросите вы. Всё просто. Во-первых, видоискатель помогает при кадрировании – у вас есть рамка, и вы можете видеть границы кадра ещё до нажатия на кнопку спуска. Да, рамка есть и у экрана, но ощущается она совсем иначе. Во-вторых, у «зеркалок», как это не парадоксально, зеркальный видоискатель. Его конструкция предполагает, что вы видите картинку в реальном времени. И картинка эта живая, не оцифрованная. Отсюда нет никаких задержек при перемещении камеры, нет мерцаний и прочих неприятностей, связанных с использованием ЖК-дисплеев или электронных видоискателей.

Зеркальные фотоаппараты поддерживают ручные настройки. Всегда. Да, не бывает «зеркалок», у которых нет контроля над диафрагмой, выдержкой и ISO (об этих параметрах чуть ниже). Это серьезно отличает зеркальную фотокамеру от многих компактов – ведь даже у «мыльниц» за 10-15 тысяч рублей далеко не всегда есть возможность ручной коррекции экспозиции с помощью трех классических параметров.
У зеркальных фотоаппаратов больше матрица. Физически больше. Матрица – это самый главный элемент фотокамеры. Матрица в фотоаппарате важна также, как, например, двигатель в автомобиле. И чем больше матрица, тем больше деталей она способна зафиксировать. Вы наверняка видели, насколько четче выходят снимки, сделанные «зеркалкой»? Ещё один плюс большой матрицы – возможность получения лучших результатов при съемке с недостаточным освещением.

Зеркальные фотоаппараты имеют сменную оптику. То есть, тушка – это лишь часть фотоаппарата. Это дает огромные возможности в творческой реализации – это одно из главных достоинств зеркальных камер.

Причина 3. Вибрация камеры

Даже если вы используете длинную выдержку на фотокамере установленной на штативе и знаете, что ваш объектив достаточно хорош, фото могут выйти не резкими Всему виной микровибрации камеры.

Снимая фотографию, которая выше, я не мог понять, почему почти каждое изображение из серии было слегка размытым, когда я увеличил масштаб снимка на ЖК-дисплее. Я использовал 70-200 мм установив достаточно длинную выдержку, чтобы снимать с рук, а камера была установлена на твердом штативе из углеродного волокна, к тому же я использовал пульт дистанционного спуска затвора.

После нескольких попыток и попыток понять, что происходит, почему снимки слегка размыты я понял, что это из-за того, что я не стою на месте, когда снимаю изображение. Мои переминания с ноги на ногу вызвали небольшие колебания в неустойчивом грунте, на котором я стоял, и в результате камера немного вибрировала, чего оказалось вполне достаточно для смаза.

Вибрация камеры и шевеленка на снимке становится более заметной если вы используете большое фокусное расстояние, как у меня в данном случае оно было 200 мм. Если бы я использовал 14 мм, то скорее всего, не заметил бы шевеленку вообще, т.к. при использовании больших фокусных расстояний даже маленькая вибрация приведет к смазам.

Существует много причин, по которым у вас может быть вибрация камеры. Приведенный выше пример, возможно, не самый распространенный. Шевеленка может быть вызвана ветром, волнами, когда штатив стоит в реке, на мосту, или, может быть, когда вы нажимаете кнопку спуска затвора пальцем (так что рекомендую использовать пульт дистанционного спуска затвора).

Фиксация камеры

Фотоаппараты сильно дергаются при съемке видео. Как же носить камеру?

Я не разделяю любовь большинства операторов к стедикамам. Не все то красиво, что летает.

Без специального жилета точно работать с ним сможет только редкий профи, а с жилетом вся эта радость весит кучу килограмм, а оператор выглядит как робот-трансформер, что для светского приема или даже корпоративной вечеринки я считаю неприемлемым.

Стедикам — это оружие для кропотливого труда над несколькими дублями, и если в случае с постановками вы можете делать много дублей, то на репортажах этого точно не получится.

Мой выбор — камера на штативе средней тяжести. Штатив должен быть чуть-чуть тяжелее, чем то, что на нем.

Лично я работаю с штативом Manfrotto 190XB и штативной головкой Manfrotto 391RC2.

Почему штатив, а не просто палка?

Основное время я, сдвинув ноги штатива, использую его как палку — могу наклонять камеру в разных плоскостях, управлять фокусом и прочим без вибраций, могу поднять его на руках вверх над толпой, но также могу, расставив ноги, поставить камеру на пол, чтобы прописать долгие планы, прокрутки.

Бывает тяжеловато, но мышцы в жизни всегда пригодятся =)

Причина 1. Использование слишком длинной выдержки.

Выдержка может быть причастна к тому, что вы получаете не резкие фотографии в 99% случаев. Слишком низкая скорость затвора приводит к размытию изображения.

Выдержка 1/320 секунды, при фокусном расстоянием 24-мм, была достаточно короткой, чтобы получить эту резкую фотографию.

Использование неправильной выдержки — это очень распространенная ошибка, ведь легко забыть изменить выдержку, когда вы находитесь в полевых условиях. Ведь так много параметров нужно учитывать, верно? ISO, Диафрагма, Композиция, Свет … и затем Выдержка. Как бы не казалось банально, но потратьте наконец время на изучение вашей камеры, тогда вам будет проще работать с этими параметрами, и вы будете это делать намного быстрее.

Точное значение выдержки, которая вам нужна, зависит от ситуации. Однако эмпирическое правило заключается в том, чтобы никогда не использовать выдержку длиннее, чем значение используемого вами фокусного расстояния (при съемке с рук). Это означает, что вы не должны использовать выдержку затвора длиннее, чем 1/70 секунды с 70-миллиметровым объективом, или длиннее, чем 1/16 секунды для 16-миллиметрового объектива.

Помните, это не точный расчёт, но использование этого правила должно служить для вас как ориентир. И не забывайте, увеличивать отснятое изображение на экране, чтобы проконтролировать резкий ли вышел кадр или нет. естественная сцена на закате — 4 причины, по которым вы не получаете острых изображений

Здесь я использовал штатив так как выдержка была 91 секунда.

Если вам нужно использовать более длинную выдержку для достижения определенного результата на фотоснимке или же из-за недостаточного освещения, важно, чтобы вы использовали штатив. Это позволяет увеличить выдержку, не беспокоясь о том, что изображение будет размыто

Однако не забывайте при съемке со штатива отключать оптический стабилизатор в объективе или на камере если он там есть!

Звук

Для коммерческих съемок возможностей встроенного микрофончика недостаточно.

Его главный минус — слышны все щелчки управления и шуршания пальцев по корпусу.

Небольшой стереомикрофон со встроенным питанием (у микрофонного входа камеры нет фантомного питания), установленный на башмак, решит задачу по записи аудио с воздуха.

Для использования внешних микрофонов с более «взрослыми» характеристиками лучше приобрести аудио-адаптер, который крепится к нижней части камеры, например, от фирмы Beachtek. Он позволит подключать микрофон по XLR разъему и мониторить уровень звука.

Для дистанционной записи я использую радиопередатчики Sennheiser.

Всегда нужно помнить, что ваши возможности ограничены типом входного аудио-разъема!

В видео-зеркалках это minijack, который не является профессиональным разъемом, и не надо ждать от него чистого звука — он всегда будет давать фон просто в силу особенностей конструкции.

Поэтому для серьезных задач лучше использовать внешний аудио-рекордер, вроде Edirol или Zoom, и всегда помнить, что главное и подчас единственное преимущество зеркалок перед видеокамерами — это размер и характеристики связки матрица+процессор.

Новое клиповое мышление

С видео-зеркалками заветные слова Медынского «главное умение оператора — это не снимать» обретают новую жизнь.

Действительно, съемка каждого плана, сцены, из-за технических особенностей камеры, требует подготовки и концентрации.

Фотоаппарат заставляет заранее выбрать нужную для сюжета оптику, проверить и настроить резкость, яркость сцены и только потом снимать — все как во времена ранних кинокамер.

Конечно, для тех, кто от природы педантичен, это звучит банально, но мне пришлось учиться думать ДО нажатия кнопки.

Чем лучше вы продумаете всю съемку и подготовитесь к каждому плану, тем меньше лишних действий и ошибок совершите.

Всегда стоит помнить, что это камеры для коротких конфеток в ярких упаковках, а не для долгих рафинированных репортажей.

Автор статьи: Егор НиколаевYouTube видео-канал автора: TvFreshJuice

Режим фокусировки

Используйте точечный автофокус желательно по центральной точке, ведь он самый точный, не позволяйте камере выбирать, на чем фокусироваться.

Всегда фокусируйтесь на глазах модели. Если один глаз ближе к камере, чем другой, сфокусируйтесь на ближнем.

ISO 200, f/2.8, 1/400. Я сфокусировался прямо на ее глазу, который был ближе всего к камере. Другой немного не в фокусе при такой диафрагме. Если бы сфокусировался на втором глазу, то ближний был бы не в фокусе, из-за этого снимок был бы испорчен.

Также с точки зрения настроек фокусировки, выберите Single Shot (AF-S), а не непрерывный (Servo или AF-C). Нужно, чтобы автофокусировка блокировалась на объекте, та как мы рассматриваем съемку неподвижных объектов.

Преимущество этого способа заключается в том, что вам не нужно каждый раз фокусироваться, если вы и ваш объект не двигаетесь. Вы можете заблокировать фокус на модели. Если вы немного двигаетесь или приближаетесь к модели, просто перефокусируйте и снова заблокируйте его.

Зафиксируйте фокусировку на объекте и снимите, используя кнопку фокусировки AF-ON на задней панели камеры. Настройки: ФР 17 мм, ISO 100, f/9,0 с 1/5 секунды (с использованием штатива).

Поскольку камера в условиях низкой освещенности может попросту не сфокусироваться на объекте, фокусировка может просто елозить туда-сюда, и вы пропустите стоящий кадр.

Фокусировка

Резкость на встроенном экранчике зеркальной камеры видно довольно паршиво.

Многие операторы, даже снимая репортаж, прикручивают к камере просмотровый мониторчик. Выглядит такой «батискаф» довольно неказисто, и вообще по моим субъективным ощущениям дополнительный экран мельче 14 дюймов жизнь глазам не облегчит.

Мониторы таких размеров с хорошим разрешением и контрастом стоят денег, в районе 50 тыс. руб. На репортажах и уличных съемках я ими не пользуюсь никогда.

Для себя я нашел простой и эффективный способ точной фокусировки. С каждым объективом я провожу тренировку, где будет резкость при различных положениях диафрагмы, со временем привыкаешь и начинаешь чувствовать положение кольца фокусировки.

Объективы

Для многих фотографов съемка DSLR видео лишь «побочный продукт», и поэтому они выбирают объективы вроде Canon 24-70mm. Ведь соблазн купить универсальную линзу всегда очень велик.

Но автофокусные объективы не имеют критически важного функционала — плавного, понятного кольца фокусировки

Для видео главное — стекло, его суть, геометрия картинки, боке. При его наличии складывается иное отношение к картинке, сама работа, дубли, съемка происходят иначе. Во многом благодаря именно высококачественной оптике картинка с DSLR видео выглядит более художественно и «киношно».

Проблема в том, что топовая оптика и стоит соответствующе. Но дорогую линзу всегда можно просто взять в прокат.

В аренду лучше всего брать стекла из линейки Carl Zeiss (18-28-85mm). Они все хорошие, и, если говорить об использовании их на Canon 5D Mk II, то придраться будет особо не к чему, разве что есть небольшие расхождения в передаче цветов.

Для более простых съемок или видеоэкспериментов почему бы не порыться на барахолках и в комиссионках в поисках старых линз Canon и всего того, что можно навернуть через переходник с м42?

Видео в зеркалках существует всего несколько лет, а байонету Canon уже много десятилетий.

Линзы Samyang, которые недавно тестили на FotoTips, у меня в очереди на покупку. Картинка очень приличная, а цена в разы ниже, чем у Цейсов.

Какую диафрагму использовать

Я мог бы дать вам здесь универсально правило, например, «Всегда снимайте портреты на f/5.6», но я не буду этого делать. Я дам вам отправную точку, а затем вам нужно подумать и принять решение для вашей ситуации.

Для портретов одного человека установите диафрагму между f/1.8 и f/4. Если у вас нет объектива, который так широко открывает диафрагму, инвестируйте в старый добрый 50 мм f/1.8. Он недорогой, но очень даже неплох. Использование такой широкой диафрагмы поможет вам сделать фон размытым и менее отвлекающим.

Будьте осторожны при съемке с слишком открытой диафрагмой, такой как f/1.8 или даже f/1.4, если конечно ваш объектив ее поддерживает. Глубина резкости настолько мала, что вы должны быть очень точными с фокусировкой, и у вас могут получиться резкие глаза, а нос и уши могут не попасть в глубину резкости и будут размыты. Если так и происходит, то выберите диафрагму чуть уже f/2.8 или f/4.

Снято на f/1.8, 1/250”, ISO 400, в качестве демонстрации.

Теперь поближе — посмотрите, насколько мала глубина резкости у этой диафрагмы? Это только ее резкий глаз, и даже не весь глаз! А мы должны получить его идеально резким

f/1.8, 1/400”, ISO 400 — объектив 85мм. Хороший размытый фон на этой диафрагме, отлично, правда?

сХорошо, только тогда, когда вы фокусируйтесь на глазах модели

f/2,8, 1/125”, ISO 400, объектив с ФР — 85 мм.

Это кроп изображения выше. Поскольку модель была обращена к камере прямо, при f/2,8 я смог поместить в ГРИП оба глаза.

Для портретов пары или групп используйте более узкую диафрагму, чтобы все уместились в ГРИП, f/5.6 или f/8 обычно вполне подходит

Кроме того, следите за тем, как вы располагаете людей в группе, важно чтобы они не располагались слишком далеко друг от друга. Держа всех рядом примерно в одной и той же плоскости, вы можете легко снимать с f/5.6 и получить всех резкими

f/5,6 при 1/250”, ISO 400

f/4.5 при 1/125”, ISO 400. Я поместил их ближе друг к другу, чтобы открыть диафрагму чуть шире.

Компьютер и софт для монтажа

FullHD материал требует компьютера с адекватной мощностью. По моим ощущениям, для комфортной работы это не меньше, чем 8-ми ядерный комп и не меньше, чем 23-дюймовый экран.

Процессор — самое главное, экран на втором месте, далее хорошо, если жесткий диск твердотельный, а компьютер Мак =)

Но на самом деле совершенно не важно, в какой системе работать, главное, чтобы она была оптимизирована под работу, не засорена и имела все нужные кодеки и программы. Мне нравится, как Мак работает с видеопотоками, нравится надежность работы системы, эстетика всего и вся =)

Мне нравится, как Мак работает с видеопотоками, нравится надежность работы системы, эстетика всего и вся =)

Final Cut Pro — отличный пакет для работы с видео, он чуть менее сложен, чем Premiere, но больше заточен на результат и удобен интерфейсом.

Нужная конфигурация Mac Pro, 23-дюймовый монитор и пакет Final Cut Pro будет стоить около 250 тыс. р., а PC с теми же параметрами и пакетом Premiere в 2 раза дешевле, а с очень дельным програмным пакетом Sony Vegas еще дешевле. В итоге PC — дешевле и практичнее, а Мак — если вы его любите.

Как фотографировать зеркальным фотоаппаратом? Несколько практических примеров

Как вы уже, наверное, поняли – тема эта безграничная. И за одну статью её мы не разберем. Вместо того, чтобы пытаться охватить всё и сразу, я приведу примеры настроек, которые стоит использовать в той или иной ситуации. Это будет полезно тем, кто только начал изучать матчасть и кого она интересует. Для тех, кому нужно просто фотографировать, есть режим «Авто», о котором писалось выше.

Снимаем портрет на объектив 18-55mm. Нужно максимально приблизить объект съемки, выкрутив зум на 55mm. В режиме A (приоритет диафрагмы) выставить минимально возможное значение (вероятно, для этого объектива это будет 5.6). ISO поставить в авто-режим. Сделать кадр. Портрет может быть любым – от ростового, до лицевого. При данных настройках вы получите максимально возможное размытие при минимальных искажениях. Речь идет о съемке портрета вне помещения в светлое время суток.

Снимаем пейзаж на объектив 18-55mm. Фокусное расстояние выбираем по обстоятельствам. Максимальное количество пространства получится вместить в кадр на 18mm. В режиме A диафрагму можно зажать до f/9. ISO лучше поставить минимальное (100). При данных настройках мы получим максимально резкий снимок. Конечно, речь идет о съемке пейзажа в светлое время суток.

Снимаем архитектуру на объектив 18-55mm. Для узких улочек небольших городов лучше всего выставлять минимальное фокусное расстояние (18mm). В режиме приоритета диафрагмы, опять же, выставляем f/7.1 или f/9. ISO лучше ставить в минимальное значение (100). При таких настройках днём мы получим максимальную резкость в кадре, которая важна при съемке архитектуры.

Снимаем макро на объектив 18-55mm. Фокусное выбираем по обстоятельствам, в зависимости от объекта съемки. Для того, чтобы получить как можно большее количество резкого изображения в режиме приоритета диафрагмы нужно выставить значение от f/11 до f/22. Особенно это касается съемки на 55mm при максимальном приближении. ISO выше 400 ставить не стоит. Конечно, света должно быть много для съемки макро при сильном приближении.

Снимаем на спортивных соревнованиях. Вне зависимости от объектива, чтобы заморозить движение, нужно выставлять короткую выдержку. Чем короче, тем лучше. 1/1000 вполне достаточно. Таким образом, нужно выбрать режим S (Tv) и выбрать соответствующее значение. ISO можно поставить на авто, днем оно не будет слишком сильно завышаться.

Причина 2. Ваш объектив недостаточно хорош

К сожалению, в не резких фотографиях не всегда можно обвинить фотографа. Иногда в этом может быть виновата ваша камера. Хотя я проповедую, что хорошая камера не сделает вас хорошим фотографом, что само собой правда. Но и камера, как ни крути, влияет на качество ваших фотоснимков, ну а точнее не сама камера, а объектив.

Бюджетный объектив не даст супер резкой картинки, как профессиональный объектив. По этой причине я рекомендую провести некоторый тест объектива перед его покупкой (как это делается можно почитать здесь: Проверка объектива перед покупкой), а также заранее почитать про него отзывы, а именно что говорят люди о резкости изображения.

Ссылка на основную публикацию