Свет в фотографии

Окно

Третьей причиной нижнего света может стать обычное окно. Если в окно не светит прямое солнце, то оно является отличным источником мягкого, рассеянного света, который мы все так любим.
Однако мы редко снимаем в помещениях, где высота потолка метра четыре. Обычно наши окна располагаются несколько ниже. Если вы сейчас прерветесь и подойдете к ближайшему окну, то скорей всего обнаружите, что центр окна находится примерно на уровне ваших глаз.

Это означает, что рассеянный свет, поступающий от этого окна, падает на лицо человека плюс, минус горизонтально. И если модель отклонит голову от окна, то свет от него будет освещать ее лицо немного снизу.

Вы может вернутся к началу статьи и увидеть пример такого света на фотографиях девушки в черном. Вот еще один пример.
Лично меня удручает, как такой свет добавляет девушкам щёки, поэтому я всегда стараюсь отретушировать этот момент, перерисовав светотень с помощью техники Dodge and Burn.

Конечно, нижний свет не ограничивается этими тремя ситуациями. Например, я часто вижу нижний свет, когда модель снимают лежа.

Но, пожалуй, нет смысла собирать все возможные варианты получения нижнего света и пытаться их запомнить.

Если вы хотите развить в себе способность использовать свет в фотографии, то вам нужно научиться видеть свет.

Под способностью видеть свет я подразумеваю навык видеть свето-теневой рисунок на модели. Большинство людей свет не видят. Но если вы изучали рисование или занимались какой-нибудь графикой, то вы могли развить в себе эту способность.

Когда вы научитесь видеть свет вы сделаете большой шаг в своем развитии как фотографа. С этого момента будет все просто: увидели некрасивый свет, изменили на красивый

Но как можно исправить то, чего не видишь? Это невозможно! Поэтому нужно учиться видеть свет.

Рассматривайте свето-теневой рисунок на фотографиях. Рассматривайте свето-теневой рисунок когда смотрите фильмы. И наконец рассматривайте свето-теневой рисунок в жизни, когда наблюдаете за чем-либо.

Я замечаю нижний свет прежде всего по пятну света на щеке. Наверное, сказываются долгие часы Dodge&Burn когда я исправлял такое освещение

Так же, вы можете обратить внимание на нижнюю часть носа. Та область, где находятся ноздри обращена вниз и при нормальном, верхнем освещении она будет в тени

Если же эта часть носа освещается значит на лицо падает нижний свет. Я называю это эффектом пятачка

 

Рассмотрите еще раз примеры нижнего света в этой статье, и вы везде увидите нос, освещенный снизу!

Помните детскую игру «найди все отличия»? Рассмотрите эти два снимка, и вы увидите, что буквально каждая деталь освещается противоположным образом. Подбородок, скулы, веки, нос, губы. 
Запомните это освещение.

А теперь откройте Инстаграм или любой другой ресурс с портретами и найдите пять фотографии с нижним освещением. Они там точно будут. Главное их увидеть. Вот что я нашел минут за 15.

Итак, свет должен падать на модель сверху, но ставить единственный источник света слишком высоко тоже не стоит. Следите за тем, чтобы свет освещал глаза иначе, вы получите портрет панды. В котором глаза будут скрываться под двумя темными пятнами.

Дополнительные материалы:

Олег Титяев «Схема света для ростовой фотографии»

Спасибо Алексею Бондарю и Елизавете Гайсиной за помощь в написании статьи.

Использование света, соответствующего настроению

Если вы хотите создать нежный портрет с мягкими, расслабляющими оттенками, вам не просто нужно, чтобы ваш объект был в правильном настроении, но вам нужно освещение, которое будет соответствовать настроению. Мягкий, рассеянный свет поможет вам достичь своей цели, тогда как попытка создать этот стиль портрета на открытом воздухе в середине яркого солнечного дня может быть обречена на провал.

Здесь мягкое освещение позволяет передать детали во всех областях изображения и создать привлекательный портрет девочки.

Иногда работа с мягким светом может быть сложной, если он слишком плоский и скучный, а в вашем объекте очень мало тонального диапазона. В таких ситуациях я стараюсь добавить альтернативный источник света от вспышки или отражателя, чтобы придать более динамичный вид моим фотографиям.

Жесткий свет может создать более драматические снимки. Использование диапазона контрастности так, чтобы части вашей композиции были изолированы либо потому, что они слишком яркие, либо слишком темные для фиксации камерой, часто является эффективным способом создания более креативных фотографий.

Здесь жесткий свет подчеркивает руки, делая фон полностью черным.

Тщательно контролируйте экспозицию

Экспонирование изображения так, чтобы визуализировать детали в светах и позволить теням показывать мало деталей или вообще их не отображать, это отличная техника для изучения. Альтернативно, в условиях жесткого освещения вы можете настроить экспозицию для темных областей вашей композиции, и вы потеряете детали в светах.

Фотографы, которые более ориентированы на техническую сторону, полагают, что экспозиция должна быть равномерной без потери деталей, и могут не согласиться с этой концепцией.

Когда у вас есть концепция фотографии (или серии фотографий), которую вы хотите сделать, создание фотографий в лучшем освещении окажет значительное влияние на ваши результаты. Выбор оптимального освещения для создания ощущения, которое вы хотите передать своей фотографией, придает большую глубину вашим изображениям и ощущение связи с теми, кто их рассматривает.

Сосредоточенность, прежде всего, на технических деталях, во многих случаях не будет иметь такой эффект.

Эффект дифракции солнечных лучей

Эффект дифракции солнечных лучей технически является еще одним аспектом бликов объектива. Это более желательный и красивый эффект, и вы можете лучше контролировать его возникновение.

Для достижения эффекта дифракции солнечных лучей:

1. Скомпонуйте кадр чтобы солнце попадало в него, но частично было за препятствием

Время суток не так важно, но легче контролировать этот эффект во время золотого часа и на закате или с восхода солнца

2. Необходимо скрыть большую часть солнца и оставить только его небольшую часть кадре. Если вы составите его слишком маленький кусочек, то эффект дифракции солнечных лучей не будет примечателен. Если оставите слишком много солнца оно засветит ваш кадр. Размещение солнца за листьями дерева в данном является идеальным решением.

3. Этот эффект вызван диафрагмой вашего объектива. Количество солнечных лучей определяется количеством лепестков диафрагмы вашего объектива. На каждый лепесток появится 2 луча.

4. Сам эффект возникает, когда вы закрываете диафрагму объектива в узкое значение. Значения f/11 и уже как раз и дадут нам такой эффект.

5. Фотосъемка против солнца часто приводит к тому, что вместо главного объекта проявляется только его силуэт, а его детали будут провалены в тень. Если вы хотите проявить детали снимаемого объекта, вам придется произвести экспокоррекцию, чтобы переэкспонировать снимок. Поправка экспозиции в плюс может составлять +2 или +3 ступени.

6. При узкой диафрагме и экспокоррекции в плюс выдержка может быть длинной. Поэтому, либо используйте штатив, либо компенсируйте эту длинную выдержку увеличив ISO.

Закрытие диафрагмы позволило солнцу появиться на этой фотографии в виде эффекта дифракции солнечных лучей.

Свет сверху

Прежде всего свет должен падать на лицо сверху. Когда я говорю об освещении сверху, я имею ввиду не фактическое расположение источника света выше головы модели, а о направлении света со стороны макушки. И наоборот, свет снизу это свет, падающий на лицо со стороны подбородка.

То, что верхнее и нижнее направление света, не связанно с высотой источника света обусловлено тем, что модель как угодно может наклонять голову или вообще лежать.

Почему желательно освещать человека сверху? Во-первых, потому что таков стереотип восприятия человеческого лица. В большинстве случаев мы видим людей, когда они освещены сверху. Такой свет воспринимается нормальным и привычным.

А во-вторых, это связанно с эффектом молодости и подтянутости кожи. А точнее с тем, как изменение угла падения света на лицо рисует на нем скулы или щеки.

С этой темой хорошо знакомы визажисты, которые рисуют тени под скулами модели и блики на скулах.
Как это работает? Очень просто. Наше зрение устроено так, что если мы видим какую-то поверхность, то темное пятно на ней воспринимается как впадина, а светлое пятно как выпуклость. Собственно, так неровности и выглядят в рассеянном свете.

Кожа с возрастом теряет упругость и лицо под тяжестью лет неумолимо сползает вниз

Визажисты, ретушеры и фотографы желая изобразить человека наиболее молодым, а его лицо более подтянутым подчеркивают скулы и скрывают щеки.

Представим себе человека, который не имеет супер очерченных скул. Его голову можно сравнить с яйцом, которое имеет выпуклую форму по всей длинне. И тогда расположение блика на лице будет полностью зависеть от угла, под которым на него падает свет.

Если свет будет падать на лицо примерно под 45 градусов сверху, то блик будет располагаться на скулах! Но если свет будет падать хотя бы немного снизу, то блик придется на область щёк.

Посмотрите, как меняется восприятие формы лица на этих снимках.
Обратите внимание на теневую сторону лица. В зависимости от угла падения света, блик опускается ниже в область щёк или поднимается выше в область скул

В данном случае на модель светит окно, которое неподвижно, разница в освещении создается только наклоном головы модели, что еще раз убеждает нас, что фактическая высота источника света не важна. Имеет значение лишь угол падения света на лицо.

Вот еще один пример как нижний свет может испортить красоту модели, а верхний наоборот подчеркнуть ее. 
Обратите внимание на появившиеся щёки на втором снимке, где модель просто наклонила голову получив тем самым нижний свет. Но не только скулы и щёки поменяли свое очертание, посмотрите на неровности под глазами

В первом варианте они почти не видны, с нижним светом они безжалостно проявлены.

Магия верхнего света хорошо известна. Так, в Голливуде была популярна схема света «Бабочка» при которой осветительный прибор ставился строго над актрисой, что эффектно подчеркивало ее скулы. Поскольку свет в кино был довольно жестким это давало четкую тень под носом, напоминающую крылья бабочки отчего и произошло название этого света.
Итак, главный враг портрета — это нижний свет. Но кто, в здравом уме будет ставить свет снизу? – Спросите вы. Действительно, откровенно нижний свет практически не встречается, а вот свет, падающий на лицо, немного снизу встречается довольно часто.

Времена года

Ваши наблюдения за светом расскажут вам о многом. Я думаю, вы начнете видеть то, что я не вижу. Я очень надеюсь на это. Еще одна вещь, которую вы можете заметить, — это то, что свет меняется и в течение года.

Например, меняется положение солнца в небе. Летом здесь, в южном Онтарио, солнце поднимается прямо у моей задней двери, обращенной на восток. Приходите в ноябре, этот же огненный шар поднимается примерно на 45 градусов дальше на юг или справа от меня. Таким образом, теперь он освещает вещи с совершенно другого угла, чем в июне, создавая различные формы и текстуры для объектов в одном и том же пространстве. Как это круто!

Еще одна часть головоломки освещения, которую я обнаружил, состоит в том, что свет становится более ясным и резким, почти за одну ночь с переходом с августа на сентябрь. Мутный воздух августа создает более мягкий свет, потому что он заполнен частицами, рассеивая свет вокруг. Когда воздух охлаждается в сентябре, он становится более свежим и более чистым, дающим нам более четкий свет. Это в южном Онтарио, но я гарантирую, что одни и те же эффекты будут возникать в свое время и вашем месте проживания.

Софтбокс

Во-первых, такой свет может поставить неграмотный фотограф в студии при съемке портрета в полный рост. Начинающий фотограф в большинстве случаев устанавливает софтбокс вот так.
Наивно полагая, что если он немного наклонил софтбокс вниз, то и свет от него будет направлен вниз. Но это не так. На самом деле, от любого источника рассеянного света лучи распространяются во все стороны. К тому же центр софтбокса светится гораздо ярче нежели его края, поэтому истинное направление света будет таким.
Что и даст на лице пресловутое нижнее освещение.
Правильным будет установить софтбокс гораздо выше. Вот так.
Для того чтобы оценить направление света от источника рассеянного света (софтбокса или окна) вы должны мысленно провести линию от его центра к лицу модели. Эта линия и будет указывать направление света.

Посмотрите насколько высоко устанавливают свет профессионалы.
Фотограф John Gress

Экспозиция и автоматика фотокамеры. Экспокоррекция.

Современные фотоаппараты самостоятельно измеряют освещённость сцены и в соответствии с её показателями настраивают параметры съёмки.
В режимах P, A, S и M возможна настройка параметров экспозиции. Во всех этих режимах съёмки, кроме «М» (ручного), мы увидим в действии принцип «если где-то убудет, то где-то прибудет». Допустим, в режиме «А» мы попробуем прикрыть диафрагму… Чтобы получить кадр нужной яркости, автоматика компенсирует закрытую диафрагму, удлинив выдержку. Поэтому, чтобы менять яркость снимков во всех режимах, кроме режима «М» (да и в режиме «М», если вы снимаете в режиме автоматического ISO), существует экспокоррекция.
То, как регулируется экспокоррекция именно на вашей камере, можно посмотреть в инструкции к ней. Как правило, это делается с помощью кнопки с «+/-»: зажимаем кнопку и крутим колёсико управления.

Далее мы рассмотрим пример настройки экспокоррекции на фотоаппарате Nikon D5300.

На экране камеры вы можете увидеть два индикатора. В жёлтой рамке отображается шкала, похожая на шкалу регулировки звука в телевизоре: если сместить индикатор в сторону минуса, кадр получится темнее; если же индикатор сдвинуть к плюсу, будет установлена положительная экспокоррекция. В зелёной рамке эти показатели отображены в цифрах.

Экспокоррекция — самый простой способ настроить яркость снимка. А выбирая нужные показатели диафрагмы или выдержки, вы сможете лучше передать сюжет на снимке: отобразить в кадре движение, размыть фон и пр.

Обычно фотоаппарат довольно точно настраивает экспозицию, и снимки получаются должной яркости. При измерении освещенности сюжета, автоматика исходит из предположения, что на сцене преобладают средние по яркости (серые) оттенки. Однако, ведь это не всегда так. Иногда мы фотографируем предмет на очень светлом или на очень тёмном фоне, в кадре преобладают не средние по яркости оттенки, а наоборот — очень светлые или очень темные. В первом случае объект съёмки может получиться тёмным, во втором — слишком светлым. В таких ситуациях стоит применить экспокоррекцию, исправив яркость фото.

Фотография сделана на светлом фоне заснеженных гор. Кадр получился темноватым. Самое время внести положительную экспокоррекцию.

NIKON D810 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 80, F6.3, 1/125 с, 70.0 мм экв.

Экспокоррекция +1EV позволила сделать кадр достаточно ярким.

NIKON D810 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 80, F6.3, 1/60 с, 70.0 мм экв.

Ссылка на основную публикацию