Как снимать натюрморт: дым или пар в кадре

Установка сцены и компоновка кадра

Схемы выше показывает базовую установку. Поставьте камеру на штатив на расстоянии в 70-150 см от места где вы закрепите ароматическую палочку. Приклейте ее к стойке, или закрепите в держатель для ароматических палочек. Скомпонуйте кадр так, чтобы сама палочка или не попадала в кадр и была ниже, или была в самом низу кадра.

Фон должен быть в 70-100 см за ароматической палочкой.

Расположите вспышку на стойке или подставке, чтобы она находилась сбоку от камеры и была направлена ​​перпендикулярно к оси съемки. Некоторые фотографы также размещают отражатель на противоположной стороне, чтобы отражать немного света с противоположной стороны от вспышки. Вы можете поэкспериментировать и посмотреть, понравиться ли вам это. Снимки здесь используют только одну вспышку

Как упомянуто выше, важно, чтобы свет не попал на фон и в объектив камеры. Снут (snoot) является самым простым средством достижения этого

Образцы дыма постоянно меняются, не бывает двух одинаковых.

Попробуйте провести свою фотосессию

Когда подготовка закончена, беритесь за фотоаппарат. Предварительно нужно тщательно закрыть все окна и двери, поскольку малейший сквозняк придает дыму такие очертания, которые сложно заснять.

Зажгите ароматную палочку, кстати, их можно взять не одну, а больше. Отключите автонастройки и работайте в ручном режиме. Объектив фокусируйте на высоте 4-5 см над верхним кончиком дымящейся палочки. При таких установках выдержки и диафрагмы вряд ли имеет значение, горит ли в помещении свет. Но чтобы избежать лишних бликов, лучше его выключить. Попробуйте сделать несколько пробных снимков. Ваша цель состоит в недодержке фона и выделении шлейфов дыма. Постарайтесь, чтобы фон оставался настолько темным, насколько это возможно. После нескольких удачных снимков в идеально выбранном положении, смело проявляйте творческий подход и пробуйте снимать под разными углами – может вам удастся запечатлеть завихрения шлейфов дыма. Попробуйте поместить различные объекты в шлейф – это сделает ваши снимки ещё более интересными. Накройте дым ложкой, чтобы задержать его движение – выглядит изумительно, или подуйте на дым, чтобы изменить направление его движения.

Не забывайте проветривать комнату каждые 10 минут. Дым не только вреден для вашего здоровья, – его излишки делают снимки мутноватыми, и для улучшения их качества вам придется повозиться над ними в «Фотошопе».

Главное – будьте терпеливы и получайте удовольствие от своей работы. Фотографировать дым непросто, но оно того стоит.

Настройки камеры и вспышки

В затемненной комнате, где вы работаете, используйте фонарик или другое приглушенное освещение, чтобы вы все еще могли видеть ароматическую палочку и делать кадрирование и фокусировку. Сфокусируйтесь на кончике палочки, затем выключите автофокус, чтобы фокусировка оставалась заблокированной и перекомпонуйте кадр поместив палочку в самый низ кадра.

Снимайте в формате «RAW», это даст большую гибкость при постобработке.

Установите камеру в режим М (ручной), значение ISO примерно 200, f/8 и выдержку около 1/60 секунды для начала.

Оставьте вспышку выключенной.

Сделайте снимок, прежде чем зажечь палочку в затемненной комнате.

Вы должны получить полностью черный кадр, и это то, что нужно, помните вспышку пока не используем.

Теперь переведите вспышку в ручной режим и установите ее примерно на половину мощности. Вы должны были уже подключить его к камере с помощью шнура или, возможно, установить радио-триггер, чтобы он срабатывал при срабатывании затвора.

Сделайте снимок при включенной вспышке, и вы сможете увидеть только кончик ароматической палочки. Если это так, то можно поджигать.

Это изображение прямо из камеры

Обратите внимание на кончик ароматической палочки внизу справа

Настройки фотоаппарата и вспышки

При съемке дыма вам необходимо учитывать несколько важных факторов. Их понимание поможет вам стать лучшим фотографом в целом, поэтому не поленитесь уделить некоторое время прочтению следующего:

Выдержка: поскольку дым постоянно движется, выдержка должна быть минимальной, чтобы избежать размытия на снимках;

Диафрагма: резкость должна быть высокой, чтобы зафиксировать все детали дымного следа, поэтому рекомендуется устанавливать узкую диафрагму (большие f / стоп);

Светочувствительность (ISO): поскольку при такой съемке очень низкий уровень освещенности, дым будет отображаться зернистым и полным шума, а установка на высокую светочувствительность будет только способствовать этому, поэтому для снимков подобного рода рекомендуются низкие установки светочувствительности;

Фотовспышка: для отображения малейших деталей рекомендуется использовать фотовспышку на полную мощность, потому что выдержка минимальная, диафрагма узкая и установки светочувствительности низкие.

Для данного фотоснимка использовались следующее настройки и оснащение:

Фотоаппарат: Canon 7DОбъектив: стандартные 28-135 ммРежим съемки: ручнойВыдержка: 1 / 250 секундыДиафрагма: f / 8 — f/16ISO: 100Фокусировка: ручнаяБаланс белого: автоматическийМощность вспышки: почти на полную мощность

Впрочем, не нужно ограничивать себя только ими. Это всего лишь пример

У каждого фотоаппарата есть свои особенности, поэтому установки можно менять, принимая их во внимание

Где искать туман

Прежде того, как фотографировать туман, нужно правильно выбрать место и время процесса.  Самым лучшим периодом для съемки туманной дымки считается конец сентября — начало октября. Туман появляется не только у берегов водоемов, но также в горах и лесах.  Свежим и интересным решением для съемки станет необычный вид с возвышенности на туманную пелену, которая расстилается вдоль земли. Лучше всего отправляться на съемку ранним(!) утром. Погода непредсказуема, и утренний туман может легко развеяться за пару часов, но он также может достаточно долго оставаться над поверхностью, постепенно теряя свою густоту.

Пункт 3. Настройка фотокамеры

Объектив нужно перевести в режим ручной фокусировки. При выключенном свете автофокус будет работать неправильно и он, скорее всего, будет пытаться сфокусироваться на фоне. Также можно сфокусироваться на ароматической палочке при включенном свете, а затем переключиться на ручную фокусировку, чтобы таким образом заблокировать положение фокусирововчной группы оптики.

На экране включите просмотр live view. Кнопки увеличения изображения позволят убедиться в том, что палочка находится в фокусе.

Далее переключаемся на ручные настройки фотоаппарата. ISO желательно использовать наименьшее. С диафрагмой можно поэкспериментировать, но слишком открытая диафрагма не даст достаточно резкости, а слишком закрытая заставит неоправданно увеличивать выдержку, что приведёт к размытию изображения. Постарайтесь снимать с диафрагмой f /8-f/11. Выдержку установите около 1/125-1/160. Эти настройки являются наиболее универсальными, но на вашей камере они могут сильно отличаться.

Советы для охотников за туманными снимками

Мониторьте прогноз погоды.Подмечайте моменты, когда теплый день переходит в холодную ночь, и наоборот. Контраст температур подарит вам желанную туманную завесу.

Используйте штатив.Для того, чтобы принести домой хорошие кадры одной только камеры будет мало. Обязательно возьмите с собой на съемку штатив и набор оптики. В тумане освещение будет не очень хорошим, и вам придется делать кадры на длительной выдержке. Чтобы в таких условиях фотографии сохранили резкость, вам придется пользоваться штативом. Фотографируйте объект по диафрагме, закрытой до f/8, так снимок получится максимально четким.

Соблюдайте правильную экспозицию.В вопросе о том, как качественно фотографировать туман, большую роль играют настройки аппаратуры. Подготовьте свой фотоаппарат к процессу.  Воспользуйтесь режимами Av или М. Придать снимкам более холодный оттенок поможет режим “Tungsten”. Поставьте компенсацию экспозиции на +1. Для того, чтобы кадр точно получился освещенным, можете использовать брекетинг экспозиции в значениях 0, +1, +2. Добиться максимальной резкости снимка поможет. Настраивайте выдержку в зависимости плотности тумана и результата, который вы хотите увидеть в конце. Рекомендуется создавать снимки в формате RAW, который даст больше возможностей при дальнейшей обработке фотографий.

Меняйте объективы.Выбор объектива будет определяться условиями съемки и результатом, который вы хотите получить. Широкоугольные объективы хороши для съемки общих планов, они откроют Вам массу возможностей при фотографировании пейзажей, а телеобъектив даст возможность зафиксировать в кадре отдельные детали. Меняйте объективы и планы съемки, чтобы получить как можно больше оригинальных фотографий.

Следуйте за туманом.Он может перемещаться, поэтому будьте готовы к оперативному переходу вслед за ним. Если дымка уж очень густая — попробуйте найти место, где туман заканчивается и идите вдоль этой линии в поисках красивого места для фотосъемки.

Используйте восход солнца. Выбрав ракурс со стороны восходящего солнца, можно добавить туману оранжевую подсветку  и сделать композицию немного драматичной.

Зеркала, цвета и абстракции, о боже!

Итак, мы получили дым, а теперь как насчет зеркал? Да, белые рисунки дыма на черном фоне интересны, но вы можете пойти еще дальше. Я использовал Photoshop. Или в этом отношении любой фоторедактор, который поддерживает слои, будет работать. (Имейте в виду, что Lightroom не поддерживает слои, поэтому пока вы можете редактировать, раскрашивать и делать с ним другие вещи, зеркальное отображение выходит за рамки его возможностей).

Вот основные шаги в обработке:

1. Откройте основное отредактированное изображение дыма. Выберите слой с изображением и дублируйте его нажав CTRL-J.

2. Идем в пункт меню “Редактирование” / ”Трансформирование” / ”Отразить по горизонтали”

3. Измените режим смешивания на верхнем слое на “Светлее”. Теперь вы увидите зеркальный верхний слой и наложенный поверх нижнего, и будут созданы некоторые интересные узоры.

Если вы не в ладах с Фотошоп, то рекомендую ознакомиться с этим курсом >> Как обрабатывать в фотошоп

Инопланетный газ – снимок дыма окрашенный в зеленый цвет.

Фиолетовая дымка — теперь возьмите изображение выше, отобразите его так, чтобы оно было негативным (черный становится белым, а зеленый — фиолетовым), затем отразите его как по горизонтали, так и по вертикали, (необходимы начальные знания по фотошоп).

Вы можете перемещать слои так, чтобы они по-разному перекрывали друг друга, и изменять рисунок. В некоторых случаях нужно увеличить размер холста и поместить зеркальное изображение рядом с оригинальным или даже поместить несколько слоев с изображением, перевернутым как по горизонтали, так и по вертикали.

Вы теперь вошли в сферу абстрактного искусства, не останавливайтесь.

Может быть, вы хотите добавить цвет?

Создайте еще один слой поверх остальных и заполните его градиентом. Теперь используйте режим наложения Перекрытие (Overlay) или Мягкий свет (Soft Light) и наблюдайте, как ваш дым приобретает цвета градиента.

Если вы хотите раскрасить дым вручную, создайте пустой слой сверху. Переключите режим смешивания в режим Наложение и с помощью инструмента «Кисть» (и любого цвета на ваш выбор) закрасьте дым, наблюдая, как белый дым приобретает этот цвет, а черный остается нетронутым.

Попробуйте поместить фотографию на верхний слой и переключить режим наложения на этом слое на Перекрытие (Overlay).

Как и у чернильных пятен Роршаха, то, что вы видите, очень индивидуально. Я называю это — Колдун

Что-то, что меня поразило в этих абстрактных дымовых композициях, это то, что они напоминают чернильные пятна Роршаха. Каждый интерпретирует их по-разному и может видеть разные образы, которые, в конце концов, являются просто случайными паттернами дрейфующего дыма. Названия на этих снимках — то, что я интерпретирую.

А что видите вы?

Как туман влияет на кадры?

Нужно иметь ввиду, что при съемке в тумане вы работаете с абсолютно другой воздушной перспективой и состоянием окружающего мира, отличным от условий в светлый и ясный день.  Микроскопические капельки воды, находящиеся в воздухе, рассеивают свет. Таким образом, туман препятствует прохождению световых лучей и делает менее отчетливым облик объектов, которые нас окружают. А перспектива, в зависимости от плотности тумана, может исчезнуть вовсе. В такой ситуации предметы, находящиеся далеко, кажутся нам более тусклыми, и чем дальше объект от нас — тем больше цветов он теряет.

Однако, это далеко не все трудности фотосъемки в тумане. Дымчатая завеса доставляет немало хлопот, разрушая естественную контрастность фотографий. В связи с этим, фотографам  нередко приходится использовать экспокоррекцию, чтобы в дальнейшем упростить себе задачу при обработке снимка в фоторедакторе. Здесь, в большинстве случаев, необходимо применить положительную компенсацию композиции. Учитывайте то, что в условиях тумана экспонометр, который встроен в цифровую камеру, достаточно часто ошибается.

Не все цвета туман приглушает одинаково.  К примеру, голубой и синий рассеиваются намного больше, чем оранжевый и желтый. Более того, степень, с которою приглушаются цветные частицы, зависит от размера микрокапель, содержащихся в воздухе. Туман влияет не только на цвет, но и на глубину изображения, увеличивая ее, что изменяет атмосферу фотографии. Ненужные детали исчезают, а создавать композицию приходится более аккуратно и внимательно, чем в ясный день.

Итак, главная особенность фотосъемки в туман заключается в том, чтобы учесть все нюансы погодных условий и извлечь из них выгоду, ведь при правильной работе над снимком туман может придать ему дополнительный объем, сделать более интересным и стать “изюминкой” изображения.

Приступаем к съемке

Зажгите ароматическую палочку и погасите пламя, и из кончика поднимется тонкий столб дыма.

Сделайте кадр и проверьте его на предмет правильности фокусировки.

Будьте уверены в точности фокусировки, поскольку вы не хотите делать целую серию только для того, чтобы потом выяснить, что снимки не резкие. Если вам нужно отрегулировать фокус или, возможно, прикрыть диафрагму уже для большей глубины резкости, сделайте это сейчас.

Также проверьте экспозицию. Если дым в кадре слишком яркий, уменьшите мощность вспышки или уменьшите ISO. Если дым слишком тусклый, сделайте наоборот. Нам нужно получить четкий фактурный дым и больше ничего.

Если все выглядит хорошо, продолжайте делать снимки

Изредка махайте рукой возле столба дыма или осторожно дуйте на него, чтобы изменить рисунок дыма. Нам нужно некоторое разнообразие, чтобы вы могли позже выбрать лучшие снимки

Это то же изображение, что и выше, но к нему добавлена его зеркальное отражение по горизонтали и дым окрашен градиентом.

Место съемки

Если у вас на улице не абсолютный штиль, то съемка на улице, не сработает. Даже малейшие воздушные потоки будут влиять на ваш рисунок дыма. Съемка в помещении, особенно в современном доме, может быть хорошим способом проверки ваших детекторов дыма поэтому если детекторы присутствуют, то лучше вести съемку подальше от них. Я нашел хорошее место для съемки в гараже. Было темно, воздух был неподвижен, и после фотосессии было легко открыть дверь и проветрить помещение. В общем требования просты; неподвижный воздух, никаких детекторов дыма (или, по крайней мере, временно снятых с охраны), возможность сделать комнату темной, а также дверь или окно, которые вы можете открыть позже, чтобы проветрить помещение, и все будет готово.

Пункт 6. Редактирование фотографий

При съёмке дыма вы сделаете очень много кадров, но действительно завораживающими окажутся только некоторые из них. Скорее всего, придётся поработать в графическом редакторе чтобы достичь хорошего результата. Если вы всё хорошо настроили при съёмке, то обработка может быть минимальна или вовсе не потребуется, но как минимум добавить контраста и резкости.

Также в Photoshop или любом другом графическом редакторе можно перекрасить дым в другой цвет или сделать его разноцветным, наложить различные творческие фильтры или поработать с пластикой.

Также попробуйте инвертировать все цвета. Вы получите тёмный дым на белом фоне. Это будет смотреться очень необычно. Менять оттенок дыма можно при помощи команды Image – Adjustments — Hue & Saturation.

Разные цвета на дым наложить можно при помощи наложения градиента.

На основе материалов с сайта: http://photar.ru/

Различные значения ISO

Перед началом съемки следует проверить, как работает камера с определенными значениями ISO. При съемке в темном помещении света будет не хватать, но увеличивать выдержку нельзя, так как все действия на сцене станут смазанными. Фотографировать часто приходится с выдержкой не более 1/60 секунды. Значение ISO напрямую влияет на выдержку, поэтому нужно найти баланс между снимками, которые безнадежно зашумлены и фотографиями, которые приемлемы для зрителя и не размыты. Достаточно неплохого результата можно добиться, снимая с настройками ISO 1600 и в режиме М (manual). Шум будет слишком отчетливо виден, но его можно подавить в RAW конвертере на компьютере.

Однако эти настройки не являются обязательными. В большей степени они зависят от самой камеры и объектива. Их лучше всего подбирать на месте съемки или потренироваться заранее, определившись с оптимальными установками.

Как сфотографировать дым правильно?

Схема расположения оборудования для съёмки дыма

Прежде всего, для того, чтобы сделать отличную фотографию дыма, необходима хорошая камера с треногой. Кроме того, могут понадобиться стробирующие вспышки и бархатный чёрный фон. Фотографировать необходимо в безветренном тёмном помещении. Даже мелкий ветерок может всё испортить. Существует хорошее решение для того, чтобы уменьшить движение воздуха в помещении. Это использование инфракрасного удалённого запуска. Управление спуском с пульта позволит дыму спокойно куриться. После того, как настроен чёрный фон, стоит приступить к правильному расположению света. Касаемо освещения, источник света должен быть прикрытым с боковых сторон. Чтобы свет не падал на фон и на фотоаппарат, а освещал только дым. Нужно избегать пересветов, всегда создающих дополнительные сложности во время пост-обработки фотографии. Подсвечивать дым рекомендуется контровым светом. Это придаёт дыму более интересный вид и большую контрастность. Кроме того, располагать свет нужно обязательно так, чтобы он не ударял в бархатный фон. Также, для увеличения глубины резкости, можно выставить значение диафрагмы на f:16. Выдержку же следует настроить примерно на 1/100с. Рекомендуется это сделать перед тем, как фотографировать дым. Полезной также будет насадка на вспышку в форме тубуса. Она сделает свет более направленным.

Наиболее удобно в качестве источника дыма использовать ароматические палочки. Главное, подобрать такой запах, который не будет раздражать. Естественно, можно использовать также сигарету, но с ней проблем больше. Фотомоделью может служить не только дым в отдельности, а вместе с человеком. Так, шикарная дама с сигаретой может получиться весьма впечатляюще. Как правило, предпочтение отдаётся дыму из курильницы. При использовании фимиама формируются более чувственные формы, чем при использовании табачного дыма. Но при использовании каждого из источников создаётся свой неповторимый по плотности, по поведению, по фактуре, тип дыма.

Вначале не стоит делать замеров вспышки, а стоит пробовать экспозиции, начиная прямо с самой высокой скорости синхронизации. Если фотографируемый дым неконтрастен, нужно увеличивать настройки f и ISO. Дым является сложной бесформенной структурой и точно навести на него объектив порой бывает очень сложно. Поэтому в некоторых случаях стоит использовать автофокус. Он хорошо наводится на стыки и завитки. Если же использовать ручной фокус, то от него быстро устанут глаза.

По завершении процесса просто необходима пост обработка изображений, для более выгодного подчёркивания форм дыма. Стоит также точно отрегулировать оттенки, а также все установки насыщенности, для того, чтобы цвета смотрелись ещё богаче. Для того, чтобы получить бледный белый или глубокие чёрные цвета, при пост обработке в фоторедакторе можно воспользоваться кривыми (Image -> Adjustments -> Curves). Если Вы не очень дружите с редактором, то рекомендуем почитать раздел уроки фотошопа на сайте «Цифровая фотография Cifoto.ru». Ниже представлена фото дыма, которое снято при жёлтом освещении.

При фотографировании дыма нужно будет сделать много кадров, т.к. очень трудно уловить хороший образ. И, прежде чем будет выбран идеальный кадр, придётся отказаться от множества снимков.

К слову, снимок дыма очень скудно отображается на мониторе фотокамеры, поэтому для оценки фотографии стоит использовать гистограмму. По гистограмме без труда можно определить, насколько используемый фон близок к чёрному, а дым к белому.

А главное правило, действующее во всех направлениях фотоискусства, в т.ч. при фотографировании дыма – не боятся экспериментировать. Можно установить несколько источников дыма, шевелить их, перемещать, дуть на дым и т.п. Не стоит расстраиваться, если большое количество снимков придется удалить. Дым – весьма капризная модель, потому надо радоваться каждой удачной фотографии.

Следим за конденсацией

В условиях перепада температур в воздухе конденсируются капельки воды. Это приводит к тому, что конденсат будет периодически образовываться на стекле  и внутри объектива Вашего фотоаппарата. Все это значительно затруднит проведение съемочного процесса, а, в худшем случае, может и вовсе вывести технику из рабочего состояния.  Опасность появления конденсации появляется в случаях, когда вы, например, резко вышли из теплого помещения на холодную улицу, а фотоаппарат еще сохранил тепло.

Чтобы предотвратить такие неприятности, перед выходом положите аппаратуру в герметичный пластиковый пакет. Так, при воздействии разных температур, конденсат не сможет появиться на Вашей камере, ведь пакет не пропускает влагу.  Подождите, пока температура в пакете сравняется с уличной, и открывайте. Но всегда имейте с собой чехол для объектива и мягкие бумажные салфетки, они спасут Вас, если капли воды будут появляться уже в процессе съемки.

Туман — это удивительное природное явление, которое вносит свою прелесть и оригинальность в совершенно  обычные пейзажи. Охота за желаемыми снимками может быть долгой, и даже не ограничиться одной попыткой. Но не стоит сдаваться! Если Вы хотите пополнить свое портфолио эффектными снимками с природной дымкой — ищите новые, интересные и неизведанные места, открывайте новые ракурсы, пробуйте разные объективы и фильтры, одним словом, эксперементируйте во всем. Но не забывайте про главные правила съемки в непогоду. И тогда, совсем скоро Вы добьетесь желаемого результата ,а эффектные снимки украсят Вашу коллекцию.

Камера

Большинство камер подойдет для такой съемки. Возможность использовать ручное управление и ручную фокусировку сделает вашу съемки проще и более гибкой. Вам также потребуется внешняя вспышка, которую нужно будет использовать, установив вне камеры. А управлять ей можно как проводным, так и беспроводным способом. Лучше всего подойдет объектив, который позволит вам сфокусироваться на объекте в 70-100 см. Снимки, показанные здесь, были сделаны с помощью объектива Canon 50 мм f / 1,8, установленного на камеру Canon 50D. Для недорогого объектива он очень резкий.

Упаковки из 40 ароматических палочек вполне достаточно для фотографирования дыма на всю жизнь.

Ссылка на основную публикацию