Детский портрет (жанр фотографии детского портрета в фотоискусстве)

Как избежать проблем с неправильным освещением?

1. Старайтесь выбирать для съемки пасмурную погоду. Освещение в этом случае очень мягкое, равномерное; ребенок не щурится, выглядит естественно.

2. При съемке в пасмурную погоду нет необходимости защищать глаза козырьком, который бросает тень на лицо, или темными очками, которые вообще скрывают самое главное на лице — глаза человека.

3. Если нужно фотографировать в солнечный день, старайтесь выбрать тенистое место с фоном, на который не падает солнечный свет.

Разумеется, бывают такие моменты, когда на все вышеприведенные изыски просто нет времени. Наши маленькие модели иногда вытворяют такое, что снимать приходится в самых экстремальных условиях — быстро вытащили камеру, быстро сняли. Так-то оно так, но если есть возможность выполнить съемку в более удачных условиях, почему бы этим не воспользоваться? Ваши дети вам потом только спасибо скажут.

2.2. Под каким углом снимать ребенка?

Возможно, вам пока непонятно, о чем это я? Что значит «под каким углом»?

Здесь проще объяснить на примере. Представьте себе, что вы направили фотоаппарат точно вниз (эта точка сферы, кстати, называется «надир»). Если вы нажмете кнопку, то вы сделаете фото под углом 90 градусов.

Теперь представьте себе, что вы снимаете некий пейзаж и линия горизонта находится точно в центре кадра. Это уже означает, что вы снимаете под углом 0 градусов.

К чему это я?

Посмотрите на эту фотографию:

Малыш снят под углом примерно 70-80 градусов. Голова получилась очень большая, потому что находится близко к камере, а ноги — непропорционально маленькими, поскольку находились гораздо дальше (вдвое-трое дальше от объектива, чем голова). Чем больше угол, под которым мы снимаем детей, тем больше они становятся похожими на головастиков.

Это эффект перспективы. Пример со сходящимися к горизонту рельсами на железной дороге из той же оперы. Причем, в случае с рельсами перспектива оказывает нам услугу, делая фотографии более реалистичными. Зато при съемке детей перспектива очень мешает. Чтобы избежать таких искажений надо стараться снимать под как можно меньшим углом. Конечно, придется отойти от ребенка подальше, возможно даже присесть, но фотографии получатся более удачными.

Сравним эти две фотографии:

и 

Какая из них вам нравится больше? Во втором случае фотограф отошел от ребенка на несколько метров и приблизил его зумом объектива. В результате, ребенок на обоих снимков примерно одного размера, но на втором он снят под меньшим углом, следовательно, перспектива не исказила пропорций тела. Отсюда — второй снимок выглядит реалистичнее.

Более того, при съемке с низкой точки под малым углом в кадр попадает не только сам ребенок и небольшой пятачок земли вокруг него, как на первом снимке. На второй фотографии видны другие предметы, фонтан, деревья. Становится понятно, что снимок сделан где-то в парке, а по фонтану можно даже точно сказать в каком.

3. «Стой и смотри на маму (папу)!»

Как лучше фотографировать детей? Один вариант, снимать их, когда они играют, бегают, лепят, строят… одним словом за их обычными занятиями в обычной жизни. 

Другой вариант, причем гораздо более типичный, поставить ребенка на фоне чего-то интересного, или даже просто поставить. Приказать смотреть в камеру. Сфотографировать. Только вот непонятно, почему на всех фотографиях ребенок получается или с прищуренными или с вовсе закрытыми глазами. А-а-а! Кажется я понял. Он ждет вспышки, которая однажды застала его врасплох и ослепила. Теперь он знает, что сейчас «вылетит птичка», причем очень яркая, слепящая, и надо прикрыть глаза.

Здесь уместно дать сразу две рекомендации. Снимайте ребенка в его обычной жизни. Пусть играет, рисует, читает, строит… Можно только окликнуть его, тогда фото получится более выразительное:

И второй момент — исключите из фотографирования детей вспышку. Мой ребенок не боится ее (он никогда не видел вспышки), поэтому не закрывает глаза в ожидании щелчка. Кроме того, отсутствие вспышки — гарантия отсутствия красных глаз.

В этой статье я собрал несколько наиболее важных рекомендаций по фотографированию детей. Конечно, чтобы соблюдать их все и получать более удачные фотографии, надо относиться к самой фотосъемке более серьезно, а не просто «достал мобильник, щелкнул и пошел дальше». Придет время и вы очень порадуетесь, что постарались снять как можно более удачные кадры. Ведь дети растут и шанса повторить старые детские фотографии уже не представится. Может быть, стоит сразу сделать все как надо?

  • Назад

  • Вперед

Снимайте в ручном режиме

Какой режим камеры выбрать для портретной съемки — это ваш следующий важный шаг.

Я расскажу вам, какие режимы я использую для разных ситуаций, не только для портретной съемки. Это довольно просто на самом деле — просто следуйте этим рекомендациям:

  • Если ваша камера установлена ​​на штатив, снимайте в ручном режиме.
  • При съемке с рук снимайте с приоритетом диафрагмы.

Я следую этому примерно в 95% случаев.

Я использую штатив так же для съемки с брекетнигом по экспозиции для создания HDR, для ночной съемки, а также для любой съемки с длинной выдержкой.

Для большинства повседневных съемок, таких как уличная фотография или съемка в путешествии — я снимаю в режиме приоритета диафрагмы. Единственное исключение, при котором я перехожу на режим приоритета выдержки это съемка с проводкой.

Теперь про ручной режим. Как я уже упоминал выше, использование штатива заставляет вас замедлиться. То же самое происходит и при работе в ручном режиме, так что использование штатива и ручного режима хорошо работает вместе.

Кроме того, использование ручного режима дает вам еще один плюс — это то, что вы сами устанавливаете все настройки, и они не изменятся, даже если освещение или другие факторы меняются вокруг вас.

Это также означает, что у вас будут действительно одинаковые настройки для каждого кадра в серии, что бывает очень важно, т.к. при использовании режима приоритета диафрагмы, даже небольшое смещение камеры может привести к смене выдержки

Эта серия снимков прямо из камеры — здесь нет никакой обработки

Обратите внимание на выдержку и постоянство цветовых тонов. Это Мириам, я сделал ее портрет на крыльце ее дома, на Кубе

В следующем году я вернулся, посетил ее дом и передал ей несколько напечатанных снимков!

Если вы работаете в портретной теме (будь, то коммерческая съемка или просто съемка друзей, постоянное качество снимков серии делает вам большой плюс.

Когда вы показываете своим моделям изображения на вашем ЖК-экране, экспозиция будет везде едина. Вы будете выглядеть более профессионально, даже если вам этого и не хочетсяJ

Другая побочная выгода в том, что у модели будет больше уверенности в вас и ваших способностях. В следствие вам будут больше доверять.

Это также может означать, что они более охотно работают с вами над разными позами и идеями, открываются и дают вам отличные эмоции для портретов.

Это может показаться мелочью, но доверие вашей модели бесценно!

Это один из мох любимых кадров из той серии. Я провел цветотональную коррекцию этого кадра, а затем просто применил эту обработку к другим кадрам серии в Lightroom, это еще один громадный плюс съемки в ручном режиме.

Как создавать более креативные детские портреты

Я бы конечно хотел иметь возможность создавать постановочные снимки, но это происходит далеко не всегда, учитывая тот факт, что мои модели еще не отпраздновали свой второй день рождения. Вместо этого я предоставляю им возможность открывать для себя что-то чудесное. Иногда я полагаюсь на интуитивную прозорливость и способность быстро передвигаться. Я люблю, когда передо мной стоит задача снимать в новой местности без четкого представления как сопоставить предполагаемое изображение с картинкой в видоискателе. Для меня это высшая форма креативности. Тем не менее, лучше иметь представление о возможностях перед съемкой. В качестве примера возьмите любой из моих снимков сына с оленем.

Я понимал, что у меня есть уникальный шанс сделать снимки с этими величественными созданиями, и я воспользовался им. Я не имел четкой идеи, но осознав, кто передо мной, я понял, что непременно создам сказочный образ. Поэтому я посадил сына в месте, которое посчитал удачным для композиции, нашел место для себя и камеры, и ждал момента, когда все остальное стало на свои места.

С другой стороны медали фотография, на которой мой сын читает книгу со своим игрушечным мишкой. Очевидно, что это был не экспромт, а результат вдохновения серией иллюстраций к сказке «Винни Пух». Я нашел подходящие элементы, правильное место и надеялся, что мой объект будет терпелив. К счастью, мой сын действительно заинтересовался принесенным реквизитом, так что все получилось.

2.1. Съемка портрета «в упор»

Прежде чем начать говорить об этом, предлагаю провести такой опыт. Подойдите к входной двери в вашу квартиру и посмотрите в коридор через «глазок»

Обратите внимание, какая странная картинка получается, если смотреть через глазок. Вы, кстати, никогда не замечали, что человек, стоящий по ту сторону двери у глазка, выглядит довольно комично?

У него, как правило, очень большой нос, а вот уши кажутся гораздо дальше и несоизмеримо меньше, чем им следовало бы быть. Причем эти искажения будут тем более заметны, чем ближе к глазку будет находиться лицо вашего посетителя.

Среди объективов к фотоаппаратам есть особая серия, которая называется Fish Eye (рыбий глаз). Назначение таких объективов — получение художественных фотоснимков, которые характеризуются искажениями определенной формы:

Если с таким объективом начать фотографировать портрет, то очень скоро можно будет убедиться, что надо подходить очень близко к модели, чтобы достаточно крупно сфотографировать лицо.

Но чем ближе вы будете подходить к человеку, тем больше его портрет будет становится похожим на фото, сделанное через дверной глазок. Отсюда мораль: с объективом типа Fish Eye фотографировать нормальные портреты невозможно (если только не стоит задача специально обезобразить лицо модели 🙂

Зачем я так подробно написал про объективы Fish Eye? Ответ очень прост. Дело в том, что свойством выпучивать центральную часть изображения в разной степени обладают почти все широкоугольные объективы. Например, объективы недорогих компактных фотоаппаратов, если не выдвигать зум, тоже дадут картинку со слегка выпуклой центральной частью. Особенно это будет заметно, если подойти совсем близко к модели и сфотографировать ее в упор:

Многие неискушенные фотолюбители даже не обращают на это внимания, но чтобы добиться более удачных и качественных снимков надо отойти от модели как минимум на два метра, приблизить ее зумом фотоаппарата (картинка при этом становится более плоской, средняя часть лица не выпячивается) и только тогда снимать:

Этот кадр сделан с расстояния шесть метров. Как видите, лицо ребенка получилось достаточно правильным, пропорциональным.

Как я настраиваю камеру для съемки детей

Я использую настройки камеры только в ручном режиме. Таким образом я изучал фотографию и мне он наиболее подходит. Если быть точным, то это широко открытая диафрагма, чтобы получить хорошую малую глубину резкости, и ISO в точке, которая дает мне хороший спектр света. Затем я устанавливаю выдержку с небольшими различиями в зависимости от доступного света. Это позволяет мне свести зернистость ISO до минимума, и в то же время выдержка находится вне опасной зоны дрожания камеры. Иногда мне приходится в настройках опускаться ниже, когда мне нужна определенная выдержка, чтобы показать и заморозить движение. Например, для фотографии, где мой сын играет у пруда моей матери, я хотел показать легкое движение брызг.

Поэтому я установил выдержку, которая останавливает движение моего сына, но капли немного размыты. Для такого эффекта скорее всего подойдет 1/160. Я не хотел опускаться ниже, так как это могло привести к дрожанию камеры. Если вы не знаете правила, то просто возьмите число обратное фокусному расстоянию. Так, для моего объектива 135 мм мне нужно быть примерно на 1/135. Плюс, опускаясь ниже, я рисковал размыть также и руки. Если у вас еще остались вопросы по правильной настройке камеры, то вам точно поможет пошаговый доскональный обучающий материал. «Зеркалка для новичка 2.0»

Постобработка детских портретов

Как и многие фотографы, я люблю использовать Lightroom. Я могу делать быструю и черновую обработку в считанные минуты. Я не люблю тратить непомерное количество времени на постобработку потому, что у меня просто нет этого времени. Впрочем, я и не использую пресеты. Я в них не верю. На мой взгляд, каждый снимок заслуживает на индивидуальный подход. Поэтому, я делаю так: выбираю изображение из группы снимков с теми же настройками, в том же месте и настраиваю его в общем смысле. Я увеличиваю контрастность, добавляю резкость (необходимо при съемке в RAW) и так далее. Затем я копирую все настройки и применяю их к той же группе изображений. Это означает, что я создаю пресет для каждой отдельной группы. Затем я начинаю использовать другие инструменты для более точного редактирования.

Постобработка является всеохватывающей темой. Поэтому вместо «Как?» правильнее сказать «Зачем?». Как я уже упоминал по поводу освещения, я склоняюсь к более теплым изображениям. По моим ощущениям они допускают более глубокую личную связь с фото. Они также улучшают оттенки кожи и делают их более яркими и полными жизни. Вот почему детство для меня – это жизнь. Я также стараюсь сохранить мой объект полностью в фокусе. Для этого используется глубина резкости, доступный свет, а также постобработка. Я обычно затемняю области, в которых нет объекта. Это позволяет взгляду зрителя тяготеть к объекту естественным образом. Ваша композиция также играет в этом большую роль.

1.3. Ребенок на фоне солнца

Это еще один типичный ляп, который допускают фотолюбители, которые или не знают о нем, или, как сейчас модно говорить, «не заморачиваются». Они считают, что автоматический режим просто обязан обеспечить их шедеврами фотоискусства каким бы образом они ни действовали при фотосъемке.

Дурацкая привычка снимать против света (если конечно это не какой-то художественный прием :), оборачивается тем, что на фоне яркого фона все объекты, в том числе и ребенок, которого фотографируют, превращаются просто в черные силуэты. Потом фотолюбитель начинает возмущаться, что этот дурацкий фотоаппарат испортил такой интересный сюжет. 

Ничего удивительного: даже если просто смотреть на объекты, глядя против солнца, можно легко заметить, что они получаются какие-то темные, мелкие детали совершенно теряются. А что вы хотите получить снимая против света дешевым фотоаппаратом или, тем более, мобильным телефоном.


Даже если в кадр не попало само солнце, то слишком яркий фон тоже может стать проблемой

На фото выше вы можете заметить, что лицо ребенка получилось слишком темным, поскольку очень яркий задний план привлек к себе «внимание» вашего фотоаппарата и «скорректировал» его автоматические настройки. В результате получается некая усредненная экспозиция

Фотоаппарат «пытается» нормально проработать и лицо ребенка, находящееся в тени, и яркий задний план. В результате нормальным не получается ни то и ни другое.  Лицо получается темным, а яркий задний план явно «пересвечен».

1.1. Ребенок щурится от солнца

Это просто классика жанра. Когда мы видим за окном яркий солнечный день, наше настроение сразу повышается, мы хотим поскорее выйти из своих полутемных квартир, вывести детей в парк или просто во двор подышать свежим воздухом и насладиться теплой солнечной погодой.

А еще мы прихватываем на прогулку фотоаппарат, чтобы иметь возможность сделать удачные фото своего ребенка… Удачные ли?

Самая первая ошибка в уличной фотосъемки людей и детей в частности заключается в том, что модель ставится против солнца так, чтобы лицо было «хорошо освещено». Первая и вполне естественная реакция малыша — начать прикрывать лицо, щуриться, чтобы хоть как-то спастись от этого яркого солнца, светящего прямо в глаза.

Заметив это, родитель проявляет великую доброту. Он разрешает ребенку закрыть глаза пока сам будет доставать фотоаппарат, включать его, устанавливать нужный режим съемки и т.д. 

Затем ребенок по команде открывает глаза и … Представляете, какое у него получается лицо на фотографии?

В любом случае сморщенное и пересвеченное от прямого солнечного света лицо вряд ли порадует вашего ребенка, когда он захочет посмотреть сам или показать своим знакомым свои детские фотографии.

Освещение для фотосъемки детских портретов

Естественный свет против дополнительного искусственного является источником противоречий в фотографии. У меня есть несколько вспышек, но я использовал их несколько раз. Я предпочитаю использовать окружающую среду для создания света

Использование естественного света также имеет важное значение при фотографировании малышей, которые только научились бегать. Нет никаких шансов удержать их в вашей световой схеме

Поэтому я стараюсь располагать детей в месте, где они могли бы взаимодействовать с окружающим миром, а я при этом получил желаемое освещение сцены. Порой с солнцем позади них, или же в полностью затененном месте. Если это середина солнечного дня, то я стараюсь уйти с ними в открытое здание, как на фото ниже. Жесткий свет при этом пытаюсь свести к минимуму.

Я также очень критичен, когда выхожу фотографировать. Я думаю, что детство должно быть наполнено теплом. Поэтому фотографии, отображающие детство, также должны быть теплыми. Поэтому я стараюсь снимать рано утром или позже вечером, когда солнце близится к горизонту – в так называемые Золотые часы. Это время суток дает естественную теплоту оттенков, которые могут быть переданы при последующей обработке.

Ссылка на основную публикацию